Стремление к труду и созиданию – это неотъемлемое свойство человека. Наши мудрецы говорят: «Человек создан, чтобы интенсивно трудиться» (Талмуд, Санедрин, 996). Он не может быть удовлетворенным, если не занимается производительным трудом. Человеческая природа испытывает отвращение, получая что-то ни за что. «Хлебом позора» называют это мудрецы (Иерусалимский Талмуд, Орла, 1:3).

Б-г поместил нас в материальный мир, из чего вытекает, что мы способны возвыситься духовно только через физический труд.

Почему же человек, созданный для того, чтобы напряженно трудиться, жаждет перерыва в работе, отдыха? Это происходит потому, что он состоит из двух уровней – тела и души. Тело по своей природе Способно уставать и нуждается в отдыхе, тогда как душа не устает никогда. Именно полная жизни душа побуждает человека трудиться даже тогда, когда его тело предпочло бы расслабиться и быть предметом чьей-либо заботы.

Богатый человек с причудами нанял крестьянина ходить с корзиной для сбора овощей по его большому дому взад и вперед, как если бы это было поле. Хозяину нравилась простая, элегантность движений крестьянина, и он щедро платил ему за эту «работу», Однако через несколько дней крестьянин отказался забавлять богатого сумасброда.

– Но я же хорошо тебе плачу, –удивился тот, – гораздо лучше, чем платят за работу в поле. К тому же тебе почти ничего не приходится делать,

– Думаю, вы не поняли меня, – стал объяснять крестьянин. – Я не могу заниматься тем, что не приносит результата. Мне было бы более приятно выполнять тяжелую полезную работу и получать меньше денег, чем эту, которая хорошо оплачивается, но не дает плодов.

Почему Б-г создал человека таким образом, что его удовлетворенность связана с тяжелым трудом? Разве мы не были бы еще больше благодарны и обязаны Ему, если бы получали все, в чем нуждаемся, безо всяких усилий?

Ответ заключается в следующем. Благодаря труду человек становится тем, кто отдает, кто вносит вклад в жизнь. Создав человека, получающего самое большое удовлетворение от собственного труда, Б-г даровал ему самую важную из всех способностей – способность стать Его равноправным партнером в создании и развитии мира.

Труд – это не что-то такое, что мы делаем просто для того, чтобы заработать деньги. Труд – это естественное выражение человеческой жизни. Это не бремя, с которым следует безропотно смириться, но сама основа наша и нашего вклада в жизнь. Мы должны признать эту самую драгоценную врожденную тенденцию и использовать ее плодотворным, Б-жественным образом.

Независимо от того, сколько нами уже сделано, мы можем и должны превзойти свои прежние достижения. Конечно, между разными фазами жизни человека существуют известные различия, тем не менее мы постоянно должны заниматься созидательным трудом. Ребенка, не обязанного зарабатывать на жизнь, целесообразно вовлекать в ту или иную деятельность на протяжении всех лет, пока складывается его личность, через воспитание, учебу и эмоциональное развитие. Это справедливо и для пожилого человека, также свободного от необходимости обеспечивать себе средства к существованию собственным трудом. Даже отпуск должен быть только отдыхом от физических нагрузок, а не перерывом в развитии личности и духовном росте.

Каждый из нас рождается с огромными возможностями и бесценными способностями. Участие в созидательном труде раскрывает эти источники силы. Полностью отдаваясь работе, мы получаем гораздо больше, чем ожидали. Наши мудрецы говорят: «Если кто-то вам скажет: «Я усиленно трудился и не нашел», – не верьте ему, «Я не трудился усиленно, но нашел», – не верьте ему. Но если он скажет: «Я усиленно трудился и нашел», – верьте ему» (Талмуд, Мегила, 66).

Отрывок из книги К жизни полной смысла